Техника “Спрэнг”

Техника "Спрэнг"

Спрэнг: плетение в пространстве и времени. Тезисы доклада Исаевой Т. на 5 международной конференции “Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии”

Слово “спрэнг” происходит из старошведского и означает “упругий”, “растяжимый”. В 1871 г. датчанкой Борим Эсхей было сделано интересное археологическое открытие. В погребении бронзового века (примерно 1400 г. до н.э.) была обнаружена женская сетка для волос, выполненная неизвестным способом.

Примерно в это же время были сделаны интересные находки в Коптских могильниках (400-700 гг. до н.э.). Наконец, в 1890 г., венская преподавательница вышивки Луиза Шиннерер опубликовала результаты своих исследований в небольшой книжке “Антик хандарбайтен”, которая содержала описание техники спрэнга, схемы плетения, фотографии оборудования.( Начиная с этого момента, в Европе были пересмотрены и заново атрибутированы музейные коллекции текстиля.

В результате работы исследователей из разных стран, спрэнг как живое ремесло был обнаружен более чем в 15 странах мира. Стоит отметить, что самые древние находки были сделаны на трех различных континентах: в Европе – Дания, в Африке – Египет, в Америке – Перу. Исчезнув из обихода, спрэнг оказался “законсервирован” в виде т.н. “офицерского” шарфа в военной форме на длительное время. Русское название спрэнга – плетение на стене.

У любого посвященного в восточнославянское текстильное пространство этнографа или ремесленника этот термин может вызвать только одну ассоциацию – пояс. Известны также белорусские женские головные уборы, но они зафиксированы на очень ограниченной территории. Диапазон предметов, дошедших до нас со времен европейского средневековья, несколько шире: это головные уборы, перчатки, шарфы, сумки, кошельки.

Если предположить, что существовали другие предметы спрэнг-гардероба, то это должны быть предметы, использующие эластичные свойства спрэнга и его возможность создавать парные вещи: рукава, чулки. Изучение и реконструкция традиционных изделий этноклубом “Параскева” выявили, с одной стороны, старые утраченные, с другой стороны – новые неожиданные возможности древней техники.

Эластичные свойства спрэнга, его “гуманное” отношение к формам тела, уникальные возможности моделирования привлекают современного человека, постоянно ощущающего себя частью системы, придуманной не им. Вполне понятная потребность индивидуума утвердить свою особость, уникальность, штучность провоцирует человека искать свой стиль или своего стилиста. Перспективы спрэнга в этом направлении можно сравнить с освоением нового материка.

Похожие записи

Оставить комментарий